joomla

Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире

Проблемы психологии спорта

Вопреки существовавшей до недавнего времени официальной концепции спорта, ныне необходимо объединить разрозненные высказывания отдельных ученых и сформулировать четкую методологическую позицию: спорт — это не только игровая, но сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность, требующая от человека большого напряжения всех его физических и духовных сил. Это, прежде всего, мнение самих спортсменов о спорте.



Оказалось, что независимо и от официальной концепции, и от уровня научных достижений сами, даже юные, спортсмены в подавляющем большинстве считают спорт трудом, в котором они видят и смысл жизни, и основу самосовершенствования, и личный интерес. В исследовании С. Ю. Носачевой, опросившей более 300 мастеров спорта, лишь 3% спортсменов считают для себя спорт развлечением или игрой.


Значимость теоретических исследований в спорте состоит в том, что они существенно дополняют концепцию человека как субъекта труда раскрытием сути понятия «человек как субъект спортивного труда». Можно выразить удовлетворение тем, что психологи спорта начали раскрытие понятия «человек как субъект спортивного труда» в совокупности с описанием основных характерных моментов спортивной деятельности. В частности, отмечается, что эта деятельность привлекательна, но в то же время требует высочайшей заинтересованности для ее успешного осуществления. А этот вопрос сам по себе не простой, осложняется, например, тем, что возраст субъекта спортивного труда колеблется от подросткового до зрелой взрослости. Ряду авторов удалось убедительно показать, что спортивная деятельность системно сложна, т. е. требует согласованного единства индивидуально психологических качеств, внутренних средств деятельности и технологической организации самой деятельности. Далее, эта деятельность распределена во времени не равномерно по физическим и эмоциональным нагрузкам, по ответственности отдельных периодов, по требованиям, предъявляемым субъекту. Все это современные психологи могут претворить в стратегию конкретного экспериментального психологического исследования в спорте.


В качестве главной проблемы исследования социально-психологической сущности спортивной деятельности сейчас особенно актуальна проблема отношения спортсменов к тренировочным нагрузкам. Проблема отношений, как известно, очень многогранна, что позволяет авторам при ее изучении опираться на различные научные концепции. В результате конкретное социально-психологическое исследование получает серьезное обоснование в плане общей психологии, психологии личности, педагогической психологии и психологии развития. Это как нельзя лучше характеризует современную тенденцию социально-психологических исследований в спорте.

При этом выбор методик обоснован той стратегией исследования, которая убедительно представлена в теоретических изысканиях каждого автора. Каждый автор стремится представить экспериментальные данные во всей полноте, так что часто создается некоторая перегрузка по частным вопросам, и было бы желательно проведение более широких обобщений по психологии развития спорта в современном мире. С этой точки зрения, по моему мнению, следует остановиться на некоторых моментах.

Первый из них — это тренировочная нагрузка и отношение спортсмена к своей деятельности и к себе как субъекту труда. Аспирантке кафедры психологии СПбГАФК им. Лесгафта С. Ю. Носачевой в своем исследовании, проведенном с юными пловцами высокой квалификации, удалось убедительно показать, что совершенно не достаточно ориентироваться только на физический эффект тренировки. Порождение у спортсмена определенного отношения к тренировочным нагрузкам влияет не только на успешность выполнения заключительной фазы спортивного труда, т. е. результата на соревнованиях, но и на формирование устойчивого типа его трудового поведения. По-видимому, это имеет немаловажное значение и для того, состоится или не состоится юный спортсмен высшей квалификации как спортсмен-профессионал (С. Ю. Носачева, 1997).

Поскольку исследование С. Ю. Носачевой выполнено на пловцах, то возникает вопрос, какие специальные ощущения формируются в плавании. Это касается так называемого «чувства воды». Что это такое? Автор рассматривает «чувство воды» как одно из психологических качеств спортсмена-пловца. |Это, несомненно, правильно. Но, по моему мнению, это специальное чувство является и одним из внутренних специфических средств деятельности пловца. Пользуясь исследованием С. Ю. Носачевой, достаточно сравнить интеркорреляционные графы связей качеств спортсменов-пловцов, легко и трудно переносящих тренировочную нагрузку, и становится очевидным, что это качество («чувство воды») — внутреннее средство деятельности — выполняет системообразующую функцию, интегрируя психику и состояния организма спортсмена. Так, у легко переносящих тренировочную нагрузку оно имеет прямые и достоверные прочные связи со всеми другими качествами. У спортсменов-пловцов же с плохо развитым «чувством воды» это качество фактически изолировано и система внутренних средств мобилизации деятельности фрагментарна.

Другой момент, на который следует обратить внимание — это введенное С. Ю. Носачевой понятие «спортивная социализация личности». Результаты исследования, представленные автором, доказывают правомерность такого понятия, но раскрывают его не достаточно. Однако мне представляется, что это серьезная заявка на исследования в области психологии развития спорта и, в частности, в изучении социальной компетентности спортсмена. Ведь область спортивной деятельности теснейшим образом связана с «околоспортивной», т. е. с трудом. В спорте аккумулируются различные виды человеческой деятельности, различные человеческие страсти, различные проявления духовных и физических сил, различные уровни материальной обеспеченности и разные уровни общественного признания личности.

Вышесказанное еще раз позволяет констатировать, что спорт в современном обществе с точки зрения его распространенности по странам и континентам — явление планетарное, всеобъемлющее.


Автор

А. А. Крылов


© Настольный теннис в Дубне. Новости. Статьи. Видео.