joomla

Самоприказы спортсмена

Примеры самоприказов в спорте

Примерами самоприказов являются слова: «вверх, вверх» произносимые про себя прыгуном в высоту во время разбега; «кроссом», «под левую», «внимательно», — произносимые теннисистом во время игры; «быстрее», «жми», «расслабиться», — произносимые бегуном на дистанции, «удар», вперед», «отбить», — боксером в время боя и др.


Как видно из исследований ученых кафедры психологии, самоприказы всегда предваряют выполняемые действия. Они являются, по выражению Н. И. Красногорского, «пусковыми раздражителями» к действию. В то же время они тесно связаны с осмысливанием условий выполнения действий. Результаты осмысливания условий, закрепленные в принятом решении, сформулированном в форме самоприказа, придают последнему определенное смысловое сигнальное значение, которое и определяет его регулирующую роль в выполнении произвольных действий.


Так, например, самоприказ «вверх, вверх» мастера спорта по прыжкам в высоту И., произносимый им на середине пути разбега, означает, что именно в данном месте пути появляются условия (расстояние от планки, положение по отношению к ней и др.), при которых подготовка к толчку наиболее целесообразна. Кроме того, в словах «вверх, вверх» главную роль играет их смысловое сигнальное значение выполнить толчок именно вверх, так как только такой толчок может обеспечить необходимое для преодоления высоты направление взлета тела прыгуна. Будучи связанным в опыте исполнения прыжков с определенными первосигнальными раздражителями, исходящими из скелетно-мышечной системы, самоприказ «вверх» вызывает и необходимые произвольные двигательные реакции прыгуна.


Будучи одновременно результатом осмысливания условий и сигналом к выполнению действий, самоприказы составляют основу формирования и использования произвольных действий спортсмена. Регулирующая функция внутренней речи и послужила, очевидно, основанием для определения И. П. Павловым человека как системы «единственной по высочайшему саморегулированию».


Исследования говорят о том, что самоприказы проявляются главным образом при наличии трудностей, независимо от того, каков их источник и их характер. Так, например, для упомянутого ранее мастера спорта И. трудностью является наиболее ответственная фаза прыжка, а именно толчок. Толчок определяет исход прыжка, так как он определяет высоту полета. Правда, наряду с полетом должен быть обеспечен и переход через планку, т. е. движение вперед. Но этот момент (переход через планку) обеспечивается» разбегом. Следовательно, при правильном разбеге основная задача, которую остается решить прыгуну, чтобы взять высоту — это правильный толчок, способствующий подбрасыванию тела вверх, а не в сторону и не вперед. В то же время толчок должен быть своевременным для того, чтобы вершина траектории полета была достигнута над планкой.


На основе длительного спортивного опыта мастер И., очевидно, пришел к выводу, что толчок будет наиболее продуктивным лишь в том случае, если подготовку к нему начать с середины пути разбега. Вот почему именно в этом месте словами <вверх, вверх» он мобилизует себя на толчок.


Для менее квалифицированных прыгунов трудным представляются не только наиболее ответственные моменты упражнения, но и целый ряд других. Поэтому в ходе исполнения прыжка у них имеют место различные самоприказы. Базируясь на предшествовавшем осмысливании условий и техники исполнения упражнений, самоприказы, таким образом, мобилизуют спортсменов на преодоление затруднений, возникающих при выполнении произвольных действий. Попутно следует подчеркнуть, что при решении тактических задач самоприказы составляют самую распространенную форму (около 90% случаев) проявления внутренней речи у спортсменов во время соревнований.


В исследовании А. В. Григорьевой была показана функция оценочного суждения внутренней речи, которая непосредственно связана с ее регулирующей функцией при формировании произвольных действий. А. В. Григорьева изучала зависимость точности выполнения движений от характера оценки их самими спортсменами (самооценка). Испытуемые должны были овладеть определенной амплитудой движения руки в локтевом суставе (на кинематометре Жуковского). Самостоятельное выполнение движений данной амплитуды оценивалось в одной серии опытов только испытуемым (самооценка), в другой — только экспериментатором, в третьей — сперва самим испытуемым и тотчас же вслед за ним экспериментатором.




© Настольный теннис в Дубне. Новости. Статьи. Видео.