Побед без поражений не бывает
Советы по практической психологии
Ирина Кравчук - практический психолог. В течение продолжительного времени работает в области спорта, в основном с контингентом юных перспективных теннисистов, членов и кандидатов в члены сборных команд России по теннису. На постоянной основе консультирует тренеров, родителей и занимающихся в СДЮШОР тенниса «Олимпиец» в г. Москве.
Игра еще не началась, но каждый из соперников уже знает: только один победит, второй - потерпит поражение. Но вот только кто?
От чего зависит победа знают все: это и хорошая физическая форма, и психологическая устойчивость, и бойцовский характер, и так далее. А вот с чего начинается поражение - ответит не каждый.
Давайте вместе проследим, что происходит с каждым участником во время матча.
Сначала все идет хорошо: каждый из теннисистов берет свою подачу, активно играет, стараясь перехватить инициативу на подаче соперника. Но вот, вдруг, внезапно, что-то разлаживается в игре одного из них, и он начинает совершать одну ошибку за другой. Здесь самый важный момент — реакция спортсмена на череду своих неудач. Как правило, человек расстраивается. А если разыгрывалось важное очко - огорчается еще больше. Если вовремя не дать таким эмоциям адекватный выход, они могут стать опасными и привести спортсмена к поражению.
Любая эмоция, положительная или отрицательная, а в нашем случае отрицательная, представляет собой систему, состоящую из трех частей:
- психологической;
- мышечной;
- вегетативной.
Психологическая часть - это ощущения и мысли человека в момент переживания эмоции. Мышечная - состояние мышечной активности в этот момент. Вегетативная часть - состояние внутренних органов человека в момент проживания эмоции.
Огорчение еще более сильное, горе, - это сложное чувство, оно может переживаться как состояние подавленности, а может - как состояние отчаяния. В зависимости от этого человек демонстрирует определенное поведение, которое помогает ему выразить свои эмоции.
Мистер Икс
Давайте пофантазируем и попробуем представить, что происходит с каким-нибудь теннисистом, назовем его Мистером Икс. Наш Мистер Икс сильно расстроился из-за своих ошибок. В это время он подумал примерно следующее: «Это что получается, этот гном на другом конце корта более ловкий, более точный, чем я. Я физически сильнее его, выше ростом, у меня мощная подача, а он из-за моих ошибок меня переигрывает».
Далее он дает выход своему огорчению - ругает себя и отчаянно бьет ракеткой о корт. Далее ошибки повторяются все чаще и чаще, потому что мышечное напряжение затрудняет активную работу теннисиста и его пассивная игра вдохновляет на успех соперника.
Эмоциональное состояние нашего Мистера Икс усугубляется разочарованием, все труднее и труднее ему подходить к мячу, качество игры заметно снижается, что приближает его соперника к долгожданной победе. Ритм дыхания нарушается, оно задерживается, страдания Мистера Икс становятся невыносимыми, и единственной мыслью становится: «Когда же все это закончится!». Чтобы хоть как-то облегчить себе страдания, бессознательно, конечно, Мистер Икс старается сократить розыгрыши. Мотивация падает, ослабевает сила удара, снижается концентрация, наваливается усталость - и поражение становится неизбежно.
Проблема у Мистера Икс кроется в том, что еще с детства у него сформировался определенный стереотип поведения - привычка определенным образом реагировать на чувство огорчения. И эта его реакция, к сожалению, на корте не продуктивна.
Многие люди с детства приучены игнорировать или даже подавлять свои чувства. Девочкам часто говорят, что злиться - это неженственно. Мальчиков учат, что они никогда не должны плакать. Дети могут давать выход своим чувствам разными способами, адекватными той ситуации, в которой они находятся. И задача взрослых - родителей и тренеров - научить их этому.
Например, если вы заметили, что ребенок реагирует на ошибки слишком бурно и в отчаянии бьет ракеткой о корт, можно сказать примерно следующее: «Расстраиваться и злиться в такой ситуации - это нормально. Но ломать ракетку я тебе не позволю. Давай подумаем, что можно сделать еще. Я могу предложить тебе несколько вариантов: сделать перерыв, побегать, пойти тренировать подачу, дать выход своему огорчению, выяснить, как успокаивает себя тренер, фиксировать свой прогресс. Как видишь, идей много. С чего начнешь?»
Если уделять внимание формированию нужных моделей поведения, теннисистов с детства, то соревновательная деятельность их будет намного успешней.
Как стать сильным духом?
Переживание своего поражения - это одна из главных тем в развитии теннисиста. Обучая его сложному искусству управления этой эмоцией, мы стимулируем его развитие не только как спортсмена, но и как личности - он становится сильным духом и психологически зрелым.
К сожалению, многие родители и тренеры не придают значения переживаниям поражения сына или дочери, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. И напрасно. Бывают поражения, которые наносят теннисисту глубокие психологические травмы и переживаются спортсменами как тяжелое горе.
Это случается в тех ситуациях, когда спортсмен придает победе в конкретном матче глобально важное значение: отборочные турниры, Олимпийские игры. Яркий пример тому - выступление одной из самых известных российских спортсменок на последних Олимпийских играх. Тогда она потерпела поражение от бельгийской теннисистки, опережая ее по ходу встречи, со счетом 5:1.
В своей практике я часто встречалась с такими случаями, когда из-за поражения теннисиста в одном конкретном матче инвесторы принимали решение о прекращении финансирования. Результаты были плачевны, особенно у юношей: снижение показателей спортивной деятельности, остановка прогресса и стагнация, потеря мотивации и уверенности в себе, частые эмоциональные срывы. Многие прекращали играть в теннис, некоторые из них впадали в депрессию, которую пытались заглушить алкоголем и наркотиками.
Чтобы теннисист «выходил из поражения» и был готов снова играть в полную силу, желал победы, необходимо отслеживать его эмоциональное и физическое состояние после поражения.
И просто горе
Общие симптомы горя следующие. Соматические - специфические нарушения дыхания (оно становится прерывистым, особенно на вдохе), появляются симптомы физического переутомления, утрата аппетита, нарушения сна (спортсмены плохо засыпают или мучаются бессонницей). Психологические - доминирующее чувство вины, погруженность в моменты матча (все время всплывают в памяти, причем неожиданно), ощущение опустошенности, раздражительность, возникновение «одеревенелости», желание уйти от контакта. В начале спортсмен избегает разговора об игре, затем - назойливо рассказывает о ней. Могут быть нарушения и в смысловой сфере. Падает работоспособность, внимание, нарушается память, что усиливает и подчеркивает ощущение собственной малоценности у спортсмена.
Если вы заметили эти симптомы у вашего сына или дочери после проигрыша, то совет может быть один - немедленно обращайтесь к специалисту! Ваши попытки успокоить человека в этой болезненной ситуации к результату не приведут. Вы только потеряете драгоценное время, а травма как заноза, будет разрушать спортсмена изнутри. Конечно, теннисисты - люди сильные, могут самостоятельно пережить свое горе. Но «работа горя» длится достаточно долго - не менее двух лет, а при травматических событиях и больше! За это время может произойти много событий, которые усугубят ситуацию. Из-за недопонимания окружающие своим отношением и требованиями к теннисисту («Когда ты уже будешь выигрывать!», «Сколько можно топтаться на месте!») будут тормозить его возрождение - восстановление его душевного равновесия, ощущение вкуса игры и радость победы. Профессиональная помощь специалиста поможет вовремя вернуть теннисиста в строй, сделает его более сильным и устойчивым к последующим поражениям. Ведь теннис - это игра, а, как известно, в любой игре побед без поражений не бывает.
Как помочь Мистеру Икс?
Отрицательные эмоции запускают определенные обстоятельства, события, ситуации - это провокации. Поэтому другой способ помочь нашему Мистеру Икс заключается в изменении реакции спортсмена на провокации.
Для начала нужно выяснить, что это за события. В нашем с вами примере с Мистером Икс - это череда невынужденных ошибок, а сформированный стереотип - это самоуничижение и швыряние ракетки.
Первое, что нужно сделать, - это придумать новый способ реагирования. Великолепно в таких случаях ведет себя Мартина Хингис. Она относится к своим ошибкам с улыбкой и удивлением.
Второе, что необходимо помнить,- в этом новом способе реагирования не должно быть никакой пассивности!
Третье - эта система вознаграждения за успех. Например, можно вознаграждать себя за новые реакции звездами, которые родители или сам ребенок учится рисовать в специальной тетради. За десять звезд ребенок будет получать какой-нибудь вкусный приз или даже денежное вознаграждение. Если ребенок повторяет прежний стереотип поведения, у него изымается пять звезд сразу.
И четвертое - формировать у ребенка реакцию торможения нежелательных эмоциональных реакций - научить его говорить себе "Стоп!" в нужный момент.
После того как ребенок научится другому поведению, эти обстоятельства уже не будут вызывать у него прежних негативных эмоциональных реакций, то есть перестанут быть провокациями.
В заключение хочется обратить внимание еще на одно обстоятельство. Будьте последовательны. Помните, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Не теряйте из виду цель, которую вы поставили перед ребенком, обязательно отмечайте успехи, которых он добился. И его победы будут вам наградой.
Статья из журнала «Матчбол Теннис» №4/2006 и посвящена проблемам, общим для тенниса и настольного тенниса.