Особенности психики спортсмена
Особенности психики спортсмена в настольном теннисе
В спортивной деятельности проявляются и развиваются различные психические свойства:
- интеллектуальные, обеспечивающие прием и переработку информации, принятие спортом необходимых решений; психомоторные, определяющие качество двигательных действий и операций субъекта;
- эмоциональные, влияющие на энергетику и экспрессивные характеристики деятельности; волевые, обеспечивающие преодоление возникающих в ней препятствий;
- коммуникативные, направленные на взаимодействие с другими людьми; нравственные, определяющие мотивацию деятельности и соответствие целей, средств, результатов определенным моральным нормам.
Ансамбль психических свойств, отвечающий требованиям конкретного вида спорта, обеспечивает высокую результативность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.
По особенностям развития и формирования, названные психические свойства разделяются на две группы.
У свойств первой группы можно довольно четко наблюдать соответствие их содержания содержанию психических процессов, на основе которых они развиваются. Психическое состояние спортсмена при этом играет роль «катализатора» или ингибитора, ускоряя или замедляя это развитие. Иначе говоря, в формировании свойств этой группы психическим процессам принадлежит специфическая роль, а психическим состояниям — неспецифическая. К этой группе относятся, например, интеллектуальные и Психомоторные свойства спортсменов.
В развитии свойств и горой группы, наоборот, специфическая роль принадлежит психическим состояниям, неспецифическая — психическим Процессам (например, эмоциональные, волевые, нравственные свойства личности спортсменов).
Неодинаковыми для указанных групп психических свойств будут и системы закрепления их развития в структуре личности спортсменов в зависимости от подкрепляющей роли того или иного аспекта результатов спортивной деятельности: проективного (собственно материальный или идеальный проект, например конкретное достижение спортсмена) или нормативного, понимаемого как соответствие продукта и средств его получения принятым этическим нормам (в частности, нормам спортивной морали в команде и пр.).
В подкреплении развития психических свойств первой группы преимущественное значение имеет продуктивный аспект результатов спортивной деятельности (например, рекордное достижение, призовое место в ответственном соревновании и т. п.). В развитии психических свойств второй группы существенно выше роль нормативного аспекта (например, удовлетворение, которое, несмотря на поражение, испытывает спортсмен, отдавший все силы соревновательной борьбе, и, наоборот, оттенок неудовлетворения, досады, с которыми бывает сопряжена победа, достигнутая с помощью пристрастного судейства (подсуживание и др.).
- Тренировка самосознания
- Чувство равновесия
- Почему мы нервничаем у стола?
- Самоприказы спортсмена
- Чувство равновесия у спортсменов