joomla

Психология спорта в СССР

Психология физического воспитания и спорта в СССР

Психологию физического воспитания и спорта в нашей стране с полным правом можно назвать детищем Великой Октябрьской социалистической революции. В дореволюционной России такой области психологической науки не существовало. Это было связано с карликовыми масштабами развития спорта, его кастово-аристократическим характером, слабостью развития рабочего спорта, с отсутствием интереса и потребности в научной разработке вопросов теории и методики физического воспитания, теории и методики спорта. Только после Великого Октября возможность «рождения» психологии физического воспитания и спорта превратилась в действительность. Основанием для этого послужило то, что одной из главных программных задач Советского государства стало формирование гармонически развитой личности нового человека. Необходимым условием явилось также развитие науки — могучей движущей силы строительства социалистического общества, в том числе наук, изучающих человека, в частности психологии.



Возможность и необходимость возникновения психологии спорта была обусловлена и целым рядом других факторов. Это, прежде всего, потребности практики массового физкультурного движения и советского спорта, связанные с решением задач гармоничного духовного и физического развития советских людей и роста мастерства советских спортсменов. Это объясняется также солидной материалистической традицией главных направлений передовой общественной мысли дореволюционной России. В них содержались фундаментальные теоретические предпосылки для построения такой специальной области знаний, какой явилась психология физического воспитания и спорта. Главные из этих предпосылок — идеи о психофизиологическом единстве человеческой природы, о всестороннем воспитании личности, развивавшиеся в философско-педагогических трудах революционных демократов — Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

Не меньшее значение имели труды И. М. Сеченова, его теория рефлекторной природы психической деятельности, его механизмов и внешних проявлений психической деятельности, которые сводятся «...окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению».


Особенно ценны идеи И. М. Сеченова об управлении движениями, регуляторами которых, как он писал, являются мысли и чувствование (особенно мышечное чувство), о заученных действиях (т. е. навыках) как наиболее подвластных воле, его гениальная характеристика воли как деятельной стороны разума и моральных чувств человека и многие другие положения, содержащиеся как в физиологических, так и в философских и психологических трудах.

Особо нужно выделить труды создателя первой в мире научно обоснованной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафта. Его система разработана и построена на современных для того исторического периода анатомо-физиологических, гигиенических и психологических основах. Его психологические идеи, относящиеся к физическому воспитанию, не утратившие значения до настоящего времени, содержатся не только в фундаментальном двухтомном «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста», где есть даже специальный параграф «Психология движений», но и в «Основах теоретической анатомии», в «Семейном воспитании» и во многих других трудах.



Фактором огромного значения явилось преобразование курсов П. Ф. Лесгафта в «Государственный институт физического образования» и создание в Москве «Государственного Центрального института физической культуры». В составе того и другого институтов были организованы кафедры психологии. Тем самым были созданы необходимые условия для научной разработки психологических проблем физического воспитания и спорта.

Совокупность всех указанных факторов обусловила создание идейно-политических, теоретических и организационно-практических предпосылок для возникновения и развития психологии спорта в СССР. <...> Фактически временем «рождения» психологии физического воспитания и спорта являются даты выхода в свет первых научных работ. Первыми в 1925-1926 гг. были исследования, выполненные на кафедре психологии ГЦОЛИФК ее руководителем проф. П. А. Рудиком


Существенно, что интерес к вопросам психологии в физическом воспитании и спорте вызвал к жизни ряд исследований, выполненных за пределами институтов физической культуры. Так появилась вышедшая двумя изданиями в 1927 и в 1930 гг. в Москве монография проф. А. П. Нечаева «Психология физической культуры»; были опубликованы экспериментальные работы А. Ц. Пуни, выполненные в Доме физкультуры Вятского горздравотдела, посвященные изучению влияния соревнований по настольному теннису, лыжных гонок и др. на психическую сферу спортсменов, и работы профессора Украинского психоневрологического института 3. И. Чучмарева о влиянии школьных уроков физической культуры на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. С 1930 г. началась разработка вопросов психологии физического воспитания и спорта на кафедре психологии Института им. П. Ф. Лесгафта.

На первом этапе развития психологии физического воспитания и спорта в СССР основными центрами разработки ее явились кафедры психологии Центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК) и Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта (ГДОИФК), а также психотехнические отделения Ленинградского (зав. проф. А. К. Борсук) и Центрального (зав. проф. П. А. Рудик) научно-исследовательских институтов физической культуры.

В середине тридцатых годов в ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта изучение вопросов психологии спорта было включено в курс психологии, читавшийся студентам. Были разработаны первые программы специального курса «Психология спорта».


Автор

А.Ц.Пуни



© Настольный теннис в Дубне. Новости. Статьи. Видео.