Внутренняя речь спортсмена
Внутренняя речь в спорте
Вопрос о формировании произвольных, т. е. сознательно управляемых, действий человека, имеющих первостепенное значение в спортивной деятельности, тесно связан с выяснением роли, которую в этом играет слово. Как указывает И. П. Павлов, окружающая действительность сигнализируется человеку посредством двух сигнальных систем: непосредственной (первая сигнальная система) и словесной (вторая сигнальная система), тесно связанных между собой.
Благодаря обобщению вторая сигнальная система играет ведущую роль в высшей нервной деятельности человека. Словесная, или вторая сигнальная, система многосторонне изучена, но при всем многообразии вопросов, затронутых в проведенных исследованиях, в них все же изучались главным образом словесные сигналы, действующие на человека извне. Но, как правильно указывает А. Р. Лурия, при изучении второй сигнальной системы, и особенно ее роли в формировании произвольных действий, следует учитывать не только систему словесных сигналов, действующих извне, но и систему сигналов, произносимых человеком про себя в форме внутренней речи, или «немых слов». Роль таких словесных сигналов, т. е. роль внутренней речи, в формировании произвольных действий еще очень мало изучена.
В настоящее время проблема внутренней речи лучше изучена на детях дошкольного возраста. Исследование внутренней речи взрослых идет главным образом в направлении доказательства решающей роли речевых кинестезии в осуществлении второсигнальных реакций (Л. А. Новикова, А. Н. Соколов, Л. К. Назарова и др.).
Анализ речи, произносимой спортсменами про себя, показывает что она направлена на самые разнообразные стороны их деятельности: на собственные движения, особенно при овладении упражнениями или совершенствовании уже заученных, на действия противников, особенно в процессе спортивной борьбы; содержанием ее являются внешние условия деятельности (атмосферные явления, состояние почвы, спортивный инвентарь и др.) В редких случаях во внутренней речи спортсменов находят отражение условий, не относящиеся к содержанию непосредственно выполняемой ими деятельности. Анализ внутренней речи, проявляющейся при выполнении произвольных действий спортсменов, позволил установить и ее функции.
С одной стороны, внутренняя речь связана с отражением движений и условий, в которых они выполняются, с другой — она связана с регулированием и оценкой выполняемого действия соответственно этим условиям; следовательно, с одной стороны, это с функции анализа, синтеза, отвлечения и обобщения, с другой — функции регуляции и оценки. Такого рода заключение основано на определенных данных, полученных в специальных исследованиях.
Изучая запоминание горнолыжниками слаломной трассы перед ее прохождением на соревнованиях, Л. Ф. Егупов установил, что главной целью изучения трассы является составление плана ее прохождения, т. е. решение основного вопроса: как быстрее пройти трассу? Планирование же спуска приводит к запоминанию как многочисленных фигур, расставленных на трассе, их последовательности, способов действий при их преодолении, так и рельефа горы, профиля пути, особенностей снега, т. е. условий, от которых зависят действия слаломистов во время прохождения трассы.
Составление плана прохождения трассы — это интенсивная умственная деятельность. Яркую иллюстрацию этого дает отчет мастера спорта Мельникова, сделанный им на первенстве СССР 1951 г. (взят из исследования Л. Ф. Егупова): «При осмотре трассы фигуры в середине казались трудными... Но я давно тренируюсь и знаю, какие фигуры как проходить. Все фигуры нельзя проходить одинаково. Приемы зависят от особенностей фигур. Как взглянешь на фигуру, моментально знаешь, что ее нужно идти так, в основном. А потом начинаешь детально изучать ее. Например, при подходе к "косым воротам" перед "змейкой" сразу было ясно, что эти ворота надо проходить сверху. Но казалось, что на полной скорости здесь не вписаться в поворот (т. е. не попасть в створ ворот), потому что крутой склон и поэтому большая скорость, а при выполнении поворота под склон будет сильный боковой снос. Возник вопрос: как лучше зайти в эти косые ворота? Старался воспроизвести в уме возможные варианты прохождения ворот... Если снизу заходить, то получается невыгодный выход к следующей фигуре "змейке", так как тогда "змейку" надо идти с заходом справа и выход из "змейки" будет ниже следующих открытых ворот. Это значит, что будет полная остановка и большой проигрыш времени. А если сверху заходить, то это будет наверняка, но для этого нужно еще при подходе к косым воротам сделать сброс скорости. Решил заходить сверху, при подходе сделать плужок... и, поравнявшись с флагом, быстро перейти на внешнюю ногу. Получается сброс скорости, уверенный вход в поворот и выгодный подход к "змейке". Принимая решение, старался представить себе каждое движение, мысленно "прочувствовать" все движения. Когда мысленно выполнял движения поворота, то, как и во время спуска, командовал себе "р-раз", чтобы не опоздать с выходом в поворот...»
Как видно из приведенного отчета, восприятие отдельных фигур приводит к воспроизведению их названий («косые ворота», «змейка» и др.), названия, со своей стороны, воспроизводят словесные обозначения способов прохождения соответствующих ворот («снизу», «сверху» и др.). Но вследствие того, что способы прохождения ворот зависят не только от специфических особенностей данной фигуры, но и от конкретных особенностей изучаемой трассы спуска (крутизна склона горы, состояние снега, последовательность расстановки ворот и др.), при восприятии каждых ворот обычно возникает вопрос: как их пройти?
Вслед за «моментально» возникающей связью: название ворот — способ их прохождения (например, «косые ворота» — «проходить сверху») — начинается детальный анализ конкретных условии, могущих оказать влияние на способ прохождения ворот. Особенно отчетливо это проявляется у слаломистов, обладающих большим опытом изучения трассы и участия в соревнованиях.
Разбор словесного отчета слаломиста Мельникова показывает, что предварительное планирование спуска представляет собою сложный процесс умственной деятельности, в котором имеют место анализ и синтез, сравнение, обобщение, отвлечение и другие умственные операции. Все они выполняются «про себя» с помощью внутренней речи.
Отсюда можно заключить, что в формировании произвольных действий у слаломистов внутренняя речь выполняет функции анализа, синтеза, отвлечения, обобщения движений и условий, в которых они выполняются. В проведенных кафедрой психологии ГДОИФК им. Лесгафта исследованиях выявлены некоторые условия, способствующие проявлению и развитию функций внутренней речи при формировании произвольных действий спортсменов.
Изучая вопрос об осознавании движений гимнастами в ходе овладения двигательным навыком, Д. Я. Богданова показала, что в этом процессе происходит выделение отдельных качеств движения и что осознание отдельных качеств движений, осуществляемое всегда в словесной форме во внутренней речи, имеет свои особенности, характерные для различных фаз образования навыка умственных действий спортсмена.
В исследовании А. Г. Рафалович, посвященном изучению восприятия времени у бегунов, обнаружилась зависимость анализирующей и обобщающей функции внутренней речи у спортсменов от активизации их мыслительной деятельности. Вынужденные по требованию экспериментатора самостоятельно давать оценку скорости пробегания дистанции, испытуемые экспериментальной группы подвергали анализу длину частоту шага, силу толчка, т. е. компоненты бегового шага; эни стремились найти точные критерии оценки скорости бега, для чего анализировали слуховые, зрительные, кинестезиче-ские и другие раздражения. Подобного активного отношения к своим движениям не обнаружено у испытуемых контрольной группы, так как они опирались на подсказку.
Все изложенное характеризует проявление внутреннней речи в формировании произвольных действий у спортсменов, ее образные функции, связанные с ориентировкой в собственных движениях и обстановке, в которой совершаются определенные произвольные действия. Изложенное характеризует также некоторые существенные условия, способствующие активации внутренней речи и направлению ее по определенному руслу.
В тесной связи с рассмотренными функциями внутренней речи в формировании произвольных действий у спортсменов находится ее регулирующая функция и функция оценочного суждения.
Регулирующая функция внутренней речи раскрывается в том значении, которое для спортсменов имеют так называемые самоприказы — немые слова, в которых заключены приказы спортсменов самим себе выполнять действия, соответствующие конкретным условиям деятельности.
Автор
P.C. Абельская
- Как тренировать внимание
- Оперативное мышление в настольном теннисе
- Здоровый дух у спортсменов
- Какой тип нервной системы у победителей
- Как психология спорта помогала на войне